Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Требования Стандарта к развивающей предметно-пространственной среде: среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Требования к развивающей среде ФГОС ДО:
Насыщенность - соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие средств обучения (в том числе технических), разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Доступность -свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам.
Полифункциональность- возможность разнообразного использования в различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность -наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т.д.), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость и появление новых предметов.
Безопасность -соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.) Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо. Дети и родители имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды.
ОО "Познавательное развитие"
"Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; формирование воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социальнокультургых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира"
Патриотический уголок
Наполняемость:
- Карта мира ; флаг, гимн, герб, портрет Путина В. В.;
- Познавательные книги по патриотическому воспитанию;
- Коллекция кукол: "Народные куклы", "Народы мира";
- Произведения русского народного творчества для самостоятельного рассматривания.
Альбомы:
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Наша армия родная»
- Тематические альбомы родов войск и боевой техники
- Наборы тематических картинок "Русский быт"
Экологический уголок
Наполняемость:
- В разное время года в уголок природы вносятся сезонные сменные объекты .
- Цветы ,оборудование по уходу за цветами;
- Календарь природы;
природный материал:желуди,каштаны,камешки,сыпучие продукты;
- Дидактические пособия о диких и домашних животных;
дидактические пособия о растительном мире;
- Дидактические пособия о связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей;
- Детский альбом с наблюдениями за природой
- Атрибуты для ухода за растениями
Уголок экспериментирования
Наполняемость :
- Нитки , лупа,
- Ёмкости для воды ,ёмкости с песком;
- Камешки плавающие и тонущие;
- Шарики воздушные ;
- Формочки с крышками;
- Палочки разной длины;
- Набор форм для игр с песком и водой;
- Коллекция "Бумага";
- Коллекция "Ткани";
- Коллекция"Стекло";
- Коллекция "Пластмасса".
- Трубочки,прищепки, пипетки,иедицинские маски,свечи и т.д.
Математический уголок
Наполняемость:
- Счетный материал;
- Занимательный познавательный математический материал
(рамки-вкладыши, доски-вкладыши);
- Логические игры: блоки Дьеныша,палочки Кюизнера;
- Объемные фигуры, счеты, модели часов, мозайка, пазлы;
- Игры: "Танграм";
- Крупный строительный конструктор;
- Конструктор : "Лего".
ОО" Художественно - эстетические развитие"
Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Уголок художественного творчества
Наполняемость :
- Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).- Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
- Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
- Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
- Небольшие магнитные доски для рисования.
- Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).;
-Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).;
- Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.;
- Фартучки и нарукавники для детей;
- Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.;
- Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.;
- Образцы игрушек и предметов народного промысла.
- Папка с лучшими детскими работами.
- Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
-Коллекции красивых открыток по разным темам;
- Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
Музыкально-театральный уголок
Наполняемость:
- Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;
- Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;
- Иллюстрации по теме «Времена года»;
- Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;
- Портреты композиторов;
- Иллюстрации из «Музыкального букваря»;
- Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик»
- Альбомы для рассматривания: "Симфонический оркестр", "Народные инструменты»,
«Танцы народов мира» и т. п. ;
- Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;
- Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма;
- Стойка-вешалка для костюмов.
- Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
ОО " Физическое развитие"
Физкультурный уголок направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Спортивный уголок
Наполняемость:
- Картотека малоподвижных игр;
- Картотека физкультминуток;
- Картотека утренних гимнастик;
-Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
-Иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- Символика и материалы по истории Олимпийского движения
- Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- Коврики и массажные;
- Бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- Нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- Мячики – ежики;
- Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие;
- Мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, кегли;
- Мячи резиновые, мяч футбольный.
ОО "Социально-коммуникативное развитие"
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Уголок ПДД
Наполняемость:
- Макет перекрёстка;
- Набор дорожных знаков
- Дидактические игры: "О чём говорят знаки?", "Угадай знак", "Где спрятался знак?", "Перекрёсток", "Наша улица", "Я водитель" и др.
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
- Дорожный транспорт (трамвай, троллейбус, скорая помощь, автобус и т.д.)
- Кукла регулировщик.
Уголок Дежурства
Наполняемость:
-Фартучки, колпачки
-Стенд "Уголок дежурства"
- Атрибуты для дежурства
Игровые уголки:
ОО " Речевое развитие"
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Книжный уголок
Наполняемость:
-Портреты писателей;
- Азбуки разного рода(прозаические, поэтические, художественные.); - Книги разных тематических жанров;
- Энциклопедия дошкольника;
- Дидактические игры;
-Плакаты по составу слова;
-Говорящая азбука,и др.